Камбоджа достопримечательности, Сием Риеп. Что сулит культ многоголовых змей?
Посещение города Сием-Риеп оставляет неизгладимые впечатления, раскрывает особенности жизни древних и сегодняшних кхмеров, изумляет повсеместностью ярких буддистских символов.
Безусловно, туристы приезжают сюда в первую очередь, для удобного старта экскурсий в Ангкор, который интересен от рассвета до заката или во время визарана из Паттайи для культурной нагрузки в этом ежемесячном мероприятии (как добраться в Сием-Риеп из Паттайи в статье "Начало путешествия по Азии. Камбоджа Сием-Риеп, достопримечательности, цены, транспорт"). По вечерам все туристы собираются в маленьком городе Сием-Риеп, который поддерживает впечатления от увиденного за день в Ангкоре, позволяет расслабиться и набраться сил.
Обычно достопримечательности этого города остаются недооцененными из-за обилия впечатлений в Ангкоре и краткости пребывания, что опрометчиво. Мы, гуляя по городу, были удивлены эклектичностью происходящего вокруг, а также обилием объектов культуры в городе. Вообще, в истории средневекового искусства народов Индокитайского полуострова памятники Камбоджи занимают особенно видное место. По своему значению они принадлежат не только к наиболее важным явлениям искусства Юго-Восточной Азии, но и представляют собой одну из вершин искусства средневековья вообще. Немного можно найти примеров подобного величия художественных замыслов, воплощенных с большим совершенством, в которых так гармонично сочетались бы необыкновенное богатство монументальной скульптуры, сложность архитектуры, ясность и красота планировочных основ.
В их сложности и своеобразной эволюции отразились многие специфические особенности общественно-экономического и исторического развития Камбоджи.
Все дело в том, что на территории Камбоджи существовал целый ряд сменявших друг друга государств. Хронологически наиболее ранним было государство Фунань, возникшее в начале первого тысячелетия нашей эры и представлявшее собой рабовладельческое государство. Однако уже к 5 в. в Фунани складываются феодальные отношения. В 6 в. на месте Фунани возникает государство Камбуд-жадеша, или Кхмер. Однако подлинный расцвет средневековой Камбоджи связан с развитием феодальных отношений и образованием во второй половине 9 в. мощного царства со столицей Яшодхарапура (Ангкор), самого могущественного государства в Индокитае.
Самобытное искусство Камбоджи породило сохранение элементов рабовладельческой художественной культуры в феодальный период в сочетании с мощным влиянием фольклорного творчества, связанного с прочными традициями общинно-родового периода.
Определенное значение имели всесторонние связи с Индией, имевшие первоначально активный характер. В процессе переработки и адаптации достижений индийской культуры все больше определялись пути развития самого кхмерского искусства как совершенно оригинального явления. Претворявшиеся в искусстве Камбоджи индийские религиозные, философские и космологические идеи уже с 9 в. получили глубоко своеобразное воплощение. В архитектуре, например, если до 9 в. первоначальный изолированный храм-башня несколько напоминает индийские образцы, то в дальнейшем такое сходство почти исчезает, и искусство Камбоджи расцветает в своей собственной, глубоко национальной манере.
Мы увидели повсюду в городе – на улицах, на фасадах, внутри зданий, в одежде, мебели копии скульптур или изображений из Ангкора. В городе вообще много украшений, лепнины, статуй и садов, чем-то отдаленно напоминает Питер по количеству украшений и парадности. Вот дружные древние кхмеры (современная копия со скульптур Ангкора) тянут нага (мифического змея) - чем не 33 богатыря из русских сказок?
Изображение многоголовой каменной наги имело большое распространение в искусстве Камбоджи: наги царят на фронтонах, наддвериях, на гигантских парапетах; они изваяны на земле, на террасах; повсюду — их капюшоны, туловища, часто колоссальные, достигающие сотни метров. Величина наг и их приподнятых голов, имеющих форму веера, соответствует размерам храмов, с которыми они сливаются в одно гармоничное целое; немыслимо представить себе архитектуру Камбоджи без украшающих ее изображений наг.
Наги играют огромную роль в буддизме. Как в легендах о Будде Гуантаме царь нагов служил ему – это известно всем (мы описали в статье "Достопримечательности Паттайи. Холм Большого Будды "). Наг защитил своим капюшоном Будду от палящего солнца во время его медитации перед просветлением. Также наги - семиголовые змеи изображаются во многих культовых сценах. Вот одно из классических изображений нага, которое мы обнаружили на улицах Сием-Риеп.
На строениях наги могут присутствовать в больших количествах. Часто наги изображаются на культовых сооружениях, а также жилых зданиях. Большое количество священных многоголовых змиев - смотрится весьма впечатляюще.
Наг, в переводе с санскрита - Змей, полубог. Змееподобные существа, живущие на земле, в воде или под землей. Мифология «человека-змея» имеет древние корни. Нагов изображают с головой человека. В Камбодже издревле существует культ змеи и связанные с ним праздники. Потому повсюду скульптуры, лепнина и чучела змей.
Ученые предполагают, что наг был тотемом одного из могущественных древних племен, представителей которого называли нагами. В Индийских легендах часты упоминания значимых религиозных событий, где фигурируют наги. К примеру, мудреца Патанджали изображают в виде нага, верхняя половина которого имеет человеческий облик, а Нагарджуна 17 лет медитировал на образе нага, после чего погрузился в их стихию, воду, где обрел высшую интуитивную мудрость (праджняпарамита). Вода, как символ бессознательного, с ней всегда связаны переживания при глубочайшем погружении в процессе медитации.
Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для ее понимания.
По легендам, Нагами заселена великая бездна (Махатала), один из самых страшных адов. Нагам принадлежит подземный мир — патала, где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли.
Наги считались детьми Кадру, жены Кашьяпы, и постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, рожденным другой женой Кашьяпы — Винатой.
Наг — символ мудрости. Наги считаются мудрецами и магами, способными оживлять мертвых и менять свой внешний вид. В человеческом облике, наги часто живут среди людей, причем их женщины — нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся женами смертных царей и героев. Так, на девушке-нагини женился герой «Махабхараты» Ашваттхаман, сын Дроны; царевна-нагини Улупи была женой Арджуны, а нагини Кумудвати — женой Куши, сына Рамы.
Обширный цикл мифов о нагах имеется в первой книге «Махабхараты», где говорится о великом жертвоприношении змей, предпринятом царем Джанамеджаей в отместку за убийство его отца Парикшита царем нагов — Такшакой. Жертвоприношение остановил мудрец Астика (племянник Васуки), воспользовавшийся правом высказать любое желание (это право предоставил ему Джанамеджая за то, что Астика его благословил).
В этих же легендах дается объяснение раздвоенному языку змей и нагов. Наги стремясь получить бессмертие, отведали амриты, но им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы куши.
В индийских источниках представление божественных змеях — смешивается с представлением о нагах — исторических племенах, живших на северо-западе Индии еще до прихода туда ариев. «Нагадвипа» («страна нагов») рассматривалась как одна из девяти областей Бхаратаварши, т. е. Индии; с корнем «нага» связано большое число индийских топонимов. Предполагается, что реальные наги были племенами монголоидной расы, имевшими своим тотемом змею (кобру), и что мифологическая интерпретация была, таким образом, наложена на историческую основу.
Ученые по древним текстам выделили два класса нагов — живущих в воде (в реках и морях) и на суше.
Наги часто гневаются; считается, что их дыхание ядовито, а взгляд может принести смерть. Однако, к буддизму наги относятся благосклонно и часто выступают его горячими приверженцами. Сам Шакъямуни, еще до того как стать Буддой, несколько раз перерождался в образе нага. В мифологии махаяны распространены легенды, повествующие о том, как известный философ Нагарджуна добыл у нагов сутру «Праджняпарамиту», которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до ее понимания.
В кхмерской мифологии тоже наги живут под землей и в водных источниках.
Женщина-нагиня — центральный образ кхмерских династийных мифов. Согласно одному из них, кхмерский король должен был проводить ночи вместе с многоголовой нагиней, и от этого зависело благосостояние страны.
Изображения нагов часты на барельефах Сием-Риепа. В каменной резьбе изображаются в водной стихии ее повелители.
Наги в дождливый сезон обитают в прудах и на рисовых полях, залитых водой, а в сухой — плавают в реках и тогда бывают злы. С наступлением сезона дождей устраивались обряды с целью облегчить нагам переход из рек во внутренние водоемы для обеспечения плодородия полей. Наги обитают также в скалах.
В ряде источников указывается на то, что царство нагов располагается сразу под основанием божественной горы Меру, а под змеиным обиталищем располагаются адовы вместилища.
Однако могут также встречаться описания небесных нагов, охраняющих дворцы, священных нагов, дающих дожди, земных нагов, осушающих реки и скрытых нагов, которые стерегут сокровища.
Наиболее знаменитым нагом, удостоенным собственного имени, является Васука. По легенде его тело было обернуто вокруг священной горы Меру для того чтобы боги и демоны смогли ее раскачать, таская змея за хвост и голову. Все эти манипуляции должны были привести к взбиванию первородного океана, на котором она располагалась, и получения напитка бессмертия, амброзии. Кроме того, Васука являлся ожерельем бога Шивы и помощником в борьбе со злобными демонами.
Наг Мучалинда, защищал медитирующего Будду, от ненастья, для чего обвился вокруг него семь раз и прикрыл семью своими головами - капюшонами, будто зонтом.
В Камбодже был распространен не только древнейший культ змей — многоглавых наг, но и фантастического существа — Гаруды, что наложило своеобразный Отпечаток на искусство.
Гаруды – мифические птицы, которые могли защищать или карать.
Большое значение имел космологический дуализм (например, крылатые и водные существа, гора и море), наконец, процветал культ предков, способствовавший впоследствии грандиозному размаху строительства кхмерских храмов. В сложении всех этих особенностей ранней культуры Камбоджи значительную роль сыграли местные племенные мифологические представления о мироздании, развившиеся еще в родовой общинный период.
На каменную архитектуру, несомненно, влияла деревянная, в которой кхмеры были великими мастерами. При развитии каменного зодчества это отразилось в стремлении к почти сплошной скульптурной обработке наружных стен — сначала в штукатурке и впоследствии в камне.
В конструктивном отношении перенесение приемов деревянного зодчества в каменное нанесло большой вред сохранности кхмерской архитектуры. Зато в декоративном отношении это способствовало расцвету резьбы, орнаментального и пластического украшения зданий. Как в простых прасатах, так и в сложных позднейших ансамблях отличительной чертой является органический синтез архитектуры и скульптуры.
Характерно, что Шиве в Камбодже никогда не поклонялись в его разрушительной и злобной форме. Шива здесь всегда бог-созидатель, что связано со светлым, в общем, характером искусства Камбоджи. В этой статуе Хари-Хара заметно стремление к известной точности передачи отдельных анатомических деталей. Характерно, что в ней, как и вообще в круглой скульптуре Камбоджи до 10 в., отсутствует изображение всяких ювелирных украшений; складки одежды, свисающей спереди, переданы легко и почти не нарушают общего силуэта фигуры.
Часто в городе можно заметить по обеим сторонам подъездных эспланад скульптуры ползущих гигантских многоглавых змей — наг. Согласно кхмерской мифологии, путь единения между богами и людьми представляет радуга, олицетворяемая одной или двумя змеями —двойной радугой. Проходя между двумя нагами-радугами человек подготавливается к входу в божественную сферу храма или города-микрокосма — «сокращенной вселенной».
Скульптурные изображения нагов распространились из Кхмерской империи, границы которой в период ее расцвета (XII век) простирались на большую часть Юго-восточной Азии. Они являются неотъемлемой частью буддийского храмового комплекса. Чаще всего священные имеющие длинное чешуйчатое тело и несколько голов (но непременно нечетное) наги окружают основное храмовое здание или украшают балюстрады лестниц к ним ведущие. В силу особенностей своего проживания и магических способностей, о чем было сказано выше, они могут считаться своеобразным мостом между миром людей и богов. И мы, простые путешественники 21 века, запросто можем попробовать пройти по такому мосту.
Еще в городе повсюду установлены статуи древних воинов, которые охраняют как культовые объекты, так и частные владения. Мощные, с мечом в руках, они внушают чувство безопасности и надежности, защищенности.
Как правило, такие воины берегут покой в священных местах – храмах и пагодах, устанавливаются при входе.
Места Сием-Риеп
На интерактивной карте легко найти все точки, где можно отдохнуть и поудивляться ярким и экзотичным буддистским культовым постройкам.
Из интересных мест в Сием-Риеп заслуживает внимания буддийский храм, расположенный в центре неподалеку от рынка (сейчас фасад реставрируют).
Прогуливаясь в северном направлении, вдоль реки Сием-Рип, мы увидели красиво декорированный мост, который продолжается, как Street 23. Мост, в отличие от других, которые есть в Сием-Рип, в хорошем состоянии, ярко раскрашен с неповрежденными украшениями в виде буддийских символов. Западная сторона моста завершается большими воротами, которые отлично дополнены великолепными воротами на противоположной стороне дороги - ворота в Ват Преа Пром Рат, крупнейший и наиболее впечатляющий в городе Сием-Риеп.
Эту достопримечательность можно посетить с рассвета до темноты. Плата за вход не взимается, фотографировать не запрещено.
На самом деле мост, который привлек наше внимание первым, но ворота напротив, разукрашенные резьбой с изображением Будды и его последователей, магнитом притянули нас. Неожиданно, в городе адаптированном для отдыха туристов после познавательных экскурсий к древнему Ангкору в барах и ресторанах, было встретить такое завораживающее место.
Ват Преа Пром Рат (Wat Preah Prom Rath) очень красив. Площадь храма огромна, на ее территории расположено нескольких красочных зданий, включая главный зал (здание Прэахвихеа), здание буддистского университета. Этот, один из многих в городе духовных центров, показался нас самым красивым, он украшен башнями, размещенными по всей территории.
Постройки утопают в окружении пышного, ухоженного сада с пальмами и декоративными статуями.
Несколько скамеек так и манят отдохнуть в знойный день от навязчивых тукеров и шумного восточного базара с которого можно пройти к обратной стороне храма.
Мы не сразу решились войти на территорию, было неясно разрешено ли сюда входить иностранцам других конфессий да еще и целыми семьями. Набравшись смелости мы вошли, готовые извиниться сразу, как только услышим крик "не топчите наше священное место, баранги!!!", но ничего подобного не произошло. Несколько монахов проходя мимо одарили нас улыбками и приветственными жестами, остальные люди вообще не обратили на нас никакого внимания. Оказалось здесь можно провести время в тишине и поиске умиротворения, отдохнуть от жары и суеты, послушать птиц, мироздание и себя.
Ват Преа Пром Рат был основан в 1915 году, что делает его одним самых новых в Камбодже. Строительство основных культовых зданий было закончено в 1945 году. Поэтому его убранство в хорошем состоянии, к тому же постоянно проводится небольшая реставрация. Все украшения выполнены в традиционных буддистских цветах, с использованием символов горы Меру, лотоса и пламени, а также мифических животных.
По утрам монахи выходят из этого храма за дарами, а местные жители очищают свою карму, подавая им продукты, свежеприготовленный рис и деньги.
Shrine to Preah Ang Check & Preah Ang Chom
Еще одна пагода, мимо которой невозможно протии гуляя по Сием –Риепу Преа Анг Чек и Преа Анг Чом, находится около Королевской резиденции, на юге Royal Garden (Королевского сада) перед пятизвездочным отелем Raffles Grand Hotel d'Angkor на National Road №6.
Здесь всегда многолюдно, местные жители приносят цветы (часто лотосы), фрукты и другие пожертвования и совершают молитвы. Приходят и семьями и в одиночестве, что поблагодарить святых или попросить помощи. Ворота пагоды открыты в светлое время суток, вход свободный, приветствуются пожертвования. Все необходимо для подношений приобретают в лавке позади Пагоды.
Храм Shrine to Preah Ang Check & Preah Ang Chom (Преа Анг Чек и Преа Анг Чом) привлекателен в культурологическом смысле тем, что в нем хранятся статуи двух сестер, как полагают ученые, это были Принцессы Ангкора. Статуи выполнены из латуни и бронзы, потому были спрятаны во времена политических катаклизмов в стране от захватчиков и охотников за сокровищами и охранялись несколькими поколениями буддистских монахов, так что местонахождение святынь долгое время не могли быть известны общественности.
Изначально монахи позволили разместить статуи сестер в Галерее Тысяч Будд в Ангкор Ват. Только в 1990 году статуи были доставлены в Сием-Риеп в храм Преа Анг Чек и Преа Анг Чом. С тех пор ежедневно десятки людей обращаются к ним за помощью.
Более высокая и стройная из Принцесс Ang Chek, чья ладонь обращена наружу и демонстрирует надпись на санскрите в защиту. Существует предположение о том, что найденная в 1995 году третья подобная статуя также изображает сестру Анг Чом, но к единому мнению ученые до сих пор не пришли.
Thmei
В небольшом городе Сием-Риеп есть еще несколько пагод представляющих интерес. Обычно туристы посещают пагоду Тмей (Thmei), построенную в память о жертвах красных кхмеров. На территории пагоды установлена стеклянная ступа с черепами погибших в 1975-1979гг. Местечко жутковатое, не для детей.
Для желающих открыто в светлое время суток, привествуются пожертвования. Находится 500м от ул. Шарль де Голль, напротив детской больницы, сразу за Le Meridien Hotel.
Preah Inkosei
Ват Преа Инкозей (Preah Inkosei) расположен на дороге Ист-Ривер, как раз напротив Conservation d'Angcor. Если идти по улице Шарля де Голля и повернуть направо перед детской больницей Jayarvaman, перейти мост - Вы увидите Преа Инкозей прямо перед Вами.
Ват возведен на месте разрушенного индуистского храма построенного в 1000 году. На территории расположены сохранившиеся стены старинных башен и и несколько современных буддистских пагод с симпатичными статуями Будды.
Wat Bo
Ват Бо (Wat Bo) является одним из старейших в Сием-Риепе. В вате Бо сохранились изумительные росписи 19 века. Не смотря на то, что храм буддистский росписи показывают нам знаменитую древнюю историю любви самого сильного в индуизме мужчины Рамы и самой красивой женщины Шиты. Мы были впечатлены этой трогательной историей, также как и люди Юго-Восточной Азии, где некоторые королевские семьи до сих пор утверждают, что являются потомками Рамы. Может быть)).
Храм Wat Bo также содержит большую коллекцию статуй Будды, которые можно тщательно разглядеть позади главного Будды.
Wat Damnak
в Восточной части реки, напротив Старого рынка в центре города можно обнаружить еще одно удивительное место Ват Дамнак (Damnak). Раньше, во времена правления короля Sisiwath это был королевский дворец. Сегодня это буддистский монастырь и независимое исследовательское учреждение. Здесь изучают кхмерскую культуру, здесь же расположена крупнейшая общественная академическая библиотека Камбоджи за пределами ее столицы Пномпень. Библиотека бесплатна ии открытым для всех с понедельника по субботу. Студенты, буддийские монахи, экскурсоводы, учителя средней школы, исследователи приходят сюда чтобы получить новую информацию или почитать, поработать над документами в тишине.
В целом, в городе с необычным названием, которое в переводе означает "Смерть Сиаму", дружелюбные кхмеры соорудили множество буддистских храмов, таящих в себе большое количество статуй и фресок - все они призваны сохранять и множить благополучие страны. Хочется заметить, что самые интересные - это современные копии статуй, скульптур и фресок из древнего Ангкора, о котором все-все подробненько расскажем в серии статей. История, мифы, культурологические и искусствоведческие нюансы, самые интересные виды для фотосессий, а также время для лучших снимков.